Вход для пользователей
Логин:
Пароль:
 
Работа в России, вакансии, резюме – JobsMarket
Статистика сайта:  
Специалистов: всего 700395, сегодня новых 90, в on-line 20
Работодателей: всего 79431, сегодня новых 44, в on-line 19
Job-брокеров: всего 4019, сегодня новых 3, в on-line 2
Резюме: всего 279122, сегодня новых 319
Позиций: всего 70940, сегодня новых 975
О Проекте Тарифы и услуги Подписка на статьи Образование и карьера Обратная связь Контакты
Выберите свою страну
Россия Россия Украина Украина
Беларусь Беларусь Казахстан Казахстан
Зарегистрироваться

   

Регистрация соискателей

   

Регистрация работодателей

   

Регистрация job-брокеров - Кадровых агентств
 
    СМИ о нас
Напишите нам
Российский рынок труда / Магистратура: новые возможности для карьеры

Магистратура: новые возможности для карьеры


Магистратура считается верхней ступенью высшего профессионального образования. Благодаря осмысленному выбору специализации, у человека повышается мотивация к учебе, а значит, и успеваемость. Какие конкурентные преимущества получает обладатель степени магистра?

Исходное образование
По установленному порядку для зачисления в магистратуру необходимо иметь высшее образование, то есть обладать дипломом специалиста, бакалавра или магистра по другой специальности. Учитывая относительную молодость программ бакалавриата, среди абитуриентов магистратур по-прежнему преобладают выпускники-специалисты. Например, в МЭСИ они составляют практически 95% от общего числа поступающих. На социологическом факультете МГУ им. М.В.Ломоносова за последние три года соотношение специалистов и бакалавров поменялось в пользу последних. Иная ситуация в Институте бизнеса и делового администрирования АНХ (ИБДА), где просто нет специалитета. У магистратуры есть и еще одна важная функция - учить взрослых людей, стремящихся получить второе образование. Такой подход практикуется в Московской международной высшей школе бизнеса МИРБИС.

Специфика подготовки

Как отмечает Николай Павлюк, заместитель декана социологического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова по магистратуре и дополнительному образованию, магистратура способна выработать у выпускника универсальный подход к конкретной профессиональной деятельности. По сравнению с другими формами высшего образования больше часов и усилий отводится на дисциплины специализации, исследовательские проекты и производственную практику. Благодаря этому магистерские программы в значительной степени "заточены" под потребности компаний-работодателей. "Магистры получают комплекс компетенций, позволяющих сразу квалифицированно выполнять определенные функции: эксперта, аналитика, разработчика, менеджера-координатора, - говорит Николай Павлюк. - Сравните: выпускники-специалисты имеют предметную подготовку социолога, политолога. А в магистратуре студентов ориентируют на функциональную позицию: специалиста по региональному развитию, менеджера проектов". Для серьезного российского вуза магистратура - это возможность передать студенту знания, не вписывающиеся в достаточно жесткие рамки стандартов полного высшего образования.


Неудивительно, что спрос на такое образование растет, прежде всего, в социально-гуманитарной сфере (социология, экономика, менеджмент, психология). Магистратура позволяет сделать осознанный плавный переход из одной специальности в другую или дополнить базовое образование. "Например, выпускники отраслевых вузов имеют возможность получить управленческое образование", -  подчеркивает Ирина Колесникова, декан факультета международного бизнеса и делового администрирования ИБДА.

В МЭСИ учиться по направлению "Менеджмент"
приходят специалисты с базовым образованием в области экономики, менеджмента, финансов, маркетинга. Элеонора Вергилес, директор Института магистерской подготовки МЭСИ, отмечает: "Магистерские программы построены таким образом, чтобы давать углубленные знания в целом комплексе дисциплин. Студенты получают навыки исследовательской и преподавательской работы, умеют систематизировать и обобщать информацию".

Особые компетенции

Василий Желнов, руководитель отдела по реализации образовательных программ инновационного типа по направлению "Философия" философского факультета МГУ им. М.В.Ломоносова, приводит в качестве примера магистерскую программу "История и философия науки": "Общетеоретические курсы здесь дополняются курсами, ориентированными на конкретную специфику и прикладные исследования. В результате у студентов формируется адекватное представление о современной науке. Другая программа - "Прикладная этика" - ориентирована на формирование навыков этического анализа проблем, возникающих во всевозможных практических ситуациях".

Выпускник магистратуры - это профессионал в выбранной специализации (финансы, маркетинг, право и др.), более подготовленный к профессиональной деятельности, нежели бакалавр и специалист. Вместе с тем, Илья Демидов, декан факультета подготовки магистров Института МИРБИС, отмечает, что магистратура помимо углубленной специализации нацелена на развитие системных, аналитических компетенций.

Ирина Колесникова считает, что специфика подготовки магистров заключается в развитии интегрированных компетенций, то есть способности принимать решения, брать на себя ответственность, проводить анализ, осуществлять коммуникативные функции. Выпускники не только умеют пользоваться готовыми знаниями, но и вырабатывают новые, транслировать их другим лицам. "Я бы назвала еще такой важный момент, как способность наших студентов действовать в непредвиденной ситуации", - отмечает она.
Следует отметить различие между управленческим образованием, получаемым в магистратуре и на программах МВА. "На МВА приходят слушатели с богатым опытом, - говорит Ирина Колесникова. - Однако известно: опыт может сковывать свободу действий менеджера. В магистратуре многие студенты начинают с "чистого листа", что позволяет им в дальнейшем избежать многих стандартных управленческих ошибок".

Индивидуальная траектория

Одно из известных преимуществ магистратуры - учет индивидуальных потребностей студентов. По словам Евгения Ивахненко, начальника отдела магистерских программ РГГУ, студенты могут не только выбирать отдельные курсы, но, что еще важней, определять индивидуальную траекторию обучения. Она "вычерчивается" самим магистрантом совместно с его руководителем. "При составлении индивидуального плана все дисциплины разбиваются на три блока: A, B и C, - комментирует Евгений Ивахненко. Блок A составляют те дисциплины, которые в данном вузе изучаются в обязательном порядке и в строгой последовательности; блок B - обязательные, но не привязанные ко времени; в блок С - по выбору".

На социологическом факультете МГУ магистранты выбирают дисциплины из весьма широкого списка. По словам Николая Павлюка, часть курсов они проходят в рамках родной образовательной программы, а часть получают на занятиях других отделений, в том числе на тех, где готовят специалистов, дают второе высшее образование. Студентам, обучающимся в магистратуре МЭСИ, также предлагается широкая линейка дисциплин по выбору. При этом занятия организуются, если набирается не менее четырех-пяти студентов, заинтересованных в том или ином спецкурсе.

Нередко студентам помимо дисциплин учебного плана предлагаются дополнительные индивидуальные консультации. Так, для одних представляют интерес предметы, требующие знания количественных методов анализа, для других важен гуманитарный подход к управлению, третьи заинтересованы в развитии креативных способностей. В ИБДА индивидуальный подход реализуется благодаря проектному методу обучения. В МИРБИС специально формируемые проектные группы магистрантов проводят исследования по заказу компаний и консалтинга. С одной стороны, каждый студент имеет возможность выбрать такую тему диссертации, которая будет наиболее полезна для его профессиональной деятельности. С другой - в групповых проектах происходит естественное разделение труда с учетом личных предпочтений.

Плоды мобильности

Соискатель с западным дипломом магистра в глазах работодателя приобретает дополнительные баллы. Определенные преимущества имеет также выпускник, изучивший требуемый модуль за рубежом. Неслучайно в ИБДА студенты, владеющие иностранными языками, в течение одного семестра учатся в университетах Франции, Германии, Великобритании, Испании. В МИРБИС студентам магистратуры предлагается несколько видов международной составляющей обучения. Как уточняет Илья Демидов, во-первых, это стажировки - краткосрочные выезды за границу, включающие визиты в компании и обучение. Во-вторых, программы обмена длительностью до полугода, причем изучение нескольких модулей за границей дает право на получение дополнительного сертификата или свидетельства. В-третьих, возможность учиться за границей не менее года и получить диплом магистра зарубежного вуза. Наконец, благодаря связям альма-матер студенты могут получить опыт работы или практики в международных и зарубежных компаниях, что очень полезно для развития карьеры.

В РГГУ в настоящее время открыта международная магистратура, совместно с университетом города Констанц (ФРГ). По словам Евгения Ивахненко, студенты магистратуры РГГУ имеют возможность в течение семестра пройти обучение в Германии, а магистранты из вуза-партнера - в России. Уровень сотрудничества позволяет выдавать по окончании магистратуры диплом с приложением (Diploma Supplement), а договор предусматривает выдачу успешным магистрантам двух дипломов. В следующем учебном году предполагается открытие ряда международных магистерских программ, где в качестве партнеров рассматриваются университеты США, Великобритании, Японии, Германии и Франции. "С моей точки зрения, самое значительное приобретение, получаемое в магистратуре, - это мобильность, весьма и весьма значимая в гуманитарной области", - говорит Евгения Ивахненко.
Студенческая мобильность предполагает обучение и практику не только за рубежом, но и в отечестве. По словам Николая Павлюка, на социологическом факультете МГУ им. Ломоносова в рамках программы "Связи с общественностью" студенты проходят стажировки в маркетинговых агентствах и домах моды. Планируется открытие программы "Региональное и муниципальное развитие" с получением "двойного диплома", которая будет включать не только стажировки во французских университетах, но и практику в российских регионах.

Альтернатива второму высшему

"Магистратуру можно рассматривать как реальную альтернативу второму высшему образованию", - подытоживает Василий Желнов. Магистерские программы ориентированы на рынок труда и на тесное сотрудничество с работодателями. Кроме того, они учитывают условия вхождения отечественной высшей школы в общеевропейскую систему высшего образования. В связи с этим Илья Демидов отмечает, что, в России в настоящее время получают распространение признанные магистерские степени Master of Arts, Master of Science и Master of Law - именно так "классифицируют" магистров за рубежом. Например, аккредитованные программы Master of Arts идут в МИРБИС.

"В России диплом магистра рассматривается как более высокая по отношению к специалисту ступень образования, - заключает Евгений Ивахненко. - В странах Европейского союза это наиболее понятный и приемлемый для работодателей документ". Стоит также отметить, что, обучаясь в магистратуре, студент пишет и защищает диссертацию, которая по предъявляемым требованиям близка к кандидатской. При должном трудолюбии через год-полтора после окончании обучения выпускник вполне может защитить кандидатскую диссертацию.

Маргарита ПОЛУНОВА
"Элитный персонал" №18 (506) 15 мая 2007

Источник: www.e-personal.ru

15.05.2007

Для печати

Читать предыдущие статьи рубрики:
В Москве проживают 32 тысячи безработных
Время - в деньги
Консультации специалиста

 Новости партнеров:
Загрузка...
  На главную страницу:
Работа, вакансии, резюме
Соглашение Соглашение о конфиденциальности Договор-оферта Каталог услуг



Статьи JobsMarket – Магистратура: новые возможности для карьеры